Дрессировка ротвейлера

<<

Gera-24

Аватара пользователя

Продвинутый
Продвинутый

Сообщения: 377

Зарегистрирован: Пн июн 18, 2007 10:43 am

Откуда: Киевская область

Чемпион в Игротеке : 0
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение Пн ноя 12, 2007 3:15 pm

Дрессировка ротвейлера

ЭД ФРАУЛИ. ОБУЧЕНИЕ КУСАНИЮ ЩЕНКОВ С 8 НЕДЕЛЬ И СТАРШЕ

--------------------------------------------------------------------------------

ЭД ФРАУЛИ. ОБУЧЕНИЕ КУСАНИЮ ЩЕНКОВ С 8 НЕДЕЛЬ И СТАРШЕ

Последние несколько лет я начал обучать моих щенков кусанию на защитный костюм до того, как я приступал к тренировкам shutzhund. Результаты были просто удивительными - я обнаружил, что такие собаки имеют гораздо больший запас уверенности и в плане тренировок shutzhund развиваются гораздо быстрее. После того, как я поговорил с несколькими людьми в Германии, я был очень удивлен , когда услышал, что другие тоже работают с молодыми собаками на защитный костюм до тренировок shutzhund. Фриц Бехлер, Армин Зирм, Бернард Штурммер (фигурант Хельмута Райзера) - это только несколько имен; разница только в том, что они следуют германской философии и не начинают занятий до выпадения молочных зубов у собаки.Я экспериментировал несколько лет с дрессировкой на послушание на основе мотивации со щенками от 8 до 16 недель. Результаты были очень хорошими - мы запечатлели их основу на кассете. Я уверен, что то же самое можно использовать и в обучении кусанию до тех пор, пока это является мотивированным действием. Я заимствовал идею у людей, занимающихся Французским Рингом (они обучают кусанию своих маленьких щенков) и также адаптировал идеи тренировки взрослых собак для персональной защиты и полицейской работы. В основе , мы просто социально приспосабливаем щенков к работе по кусанию - если все сделано правильно, то наградой будет бесценный опыт как для собаки, так и для ее владельца. Все начинается с отбора хорошего щенка: в основном, это щенок с хорошо развитым инстинктом мячика (инстинкт добычи). Вы не можете взять 8 - недельного щенка и сразу начать работать с ним на защитный костюм - все должно быть сделано постепенно. Это абсолютно сходно с другими видами дрессировки: вы отрабатываете отдельные шаги, а потом из этих кусочков складывается конечный результат. Я уверен, что существуют и другие методы, но лично я начинаю вырабатывать у 8-недельных щенков инстинкт добычи, используя обычный растравочный хлыст.
Я позволяю щенку преследовать кончик хлыста, подобно тому, как дразнят котят бумажкой, привязанной к нитке. Мы проделываем это во время прогулок, для щенка это игра. Если у щенка хороший инстинкт добычи, то он схватывает все очень быстро, но если нет - это хороший способ выработать нужный рефлекс. Когда щенок начинает делать все хорошо, я начинаю щелкать хлыстом, когда щенок за ним гоняется. Это не только приучает щенка к резким звукам, подобным выстрелу, но и вырабатывает рефлекс для будущей работы, где будет использоваться хлыст. В это же время я начинаю знакомить его со стеком-трещоткой для французского ринга - бамбуковой палкой, расщепленной посередине на 4 или 5 хвостов и обмотанной лентой на конце. Когда ею встряхивают, она издает довольно сильный трещащий шум. Я считаю, что она гораздо более эффективна, чем стек для shutzhund, из-за своих размеров и шума. В то время, когда щенок играет в “перетягивание каната ” с концом хлыста, я глажу его стеком по спине, под животом, вокруг ног и по мордочке. Это учит его чувствовать стек на своем теле и показывает, что это не больно. Если с этим есть проблемы, то вы можете тереть стеком щенка, когда он ест - он должен усвоить, что в стеке нет ничего страшного. После нескольких занятий с хлыстом я начинаю знакомить щенка с командой “дай” (или “фу”): перед тем, как щенок должен отпустить , я кладу хлыст на землю и, осторожно разжимая пасть, даю команду, а затем хвалю его (“Хорошо, дай”), когда он отпускает. Эта мягкая работа над командой “дай” должна продолжаться во время всей дрессировки щенка: я считаю, что поскольку мы учим щенка кусать, мы должны научить его и прекращать это делать по команде. Но помните, что учить следует с терпением и осторожностью. Не ожидайте от него слишком много - пока мы только знакомим его с миром. Когда мы увидим, что щенок уже не обращает на стек никакого внимания, можно испытать собаку на производимый им шум. Возьмите стек на прогулку и потрясите им, когда щенок возится с хлыстом. Мы должны научить щенка игнорировать как звук стека-трещотки, так и удары им по земле. Но помните: вы никогда не бьете по собаке. Если вы сделаете эту ошибку, карьера вашего щенка будет закончена. Как только я вижу, что щенок чувствует себя уверенно, я знакомлю его с охотничьим чучелом из жесткой парусины, привязанным к концу веревки. Вы можете применять и джутовый куль, но я предпочитаю сначала работать с чучелом. Мы все видели проблемы перехода молодых собак с мягкого рукава на жесткий, а этап с чучелом позволяет легче преодолеть его. Тренировки с чучелом - это просто продолжение тренировок с хлыстом, но они учат щенка кусать жесткий объект и держать его. На этой стадии вы должны быть очень осторожны- дайте щенку возможность научиться хватать предмет. Это займет некоторое время. Помните - пасть у щенка еще маленькая, а челюсти слабые, поэтому руководствуйтесь здравым смыслом. В конце этой маленькой игры я всегда позволяю щенку победить чучело. Если щенок бросает его, будьте наготове, чтобы дернуть за конец веревочки и заставить щенка схватить снова. Чучело также учит щенка правильно направлять свои укусы - мы также знаем, как это важно для дальнейшей работы в shutzhund. Когда я вижу, что на этом этапе рефлекс закреплен, и щенок чувствует себя уверенно, я перехожу к занятиям с предметом для перетягивания - тоненькой щенячьей "тянучкой". В мастерской по ремонту обуви мне приделали к ней ремешок, такой, чтобы можно было просунуть туда ногу. Вы должны помнить, что если тянучка будет слишком велика в диаметре, то щенок не сможет вокруг нее сомкнуть свои челюсти. Вы проходите этап с тянучкой точно так же, как и с хлыстом и чучелом - вначале держите тянучку обоими руками, позволяете щенку кусать, держа ее горизонтально, затем позвольте ему сползти на один конец.Работа со стеком здесь выполняется поэтапно. Сначала вы учите кусать, когда шумите стеком со своей стороны, затем шумите за тянучкой (между вашей ногой и тянучкой - один конец тянучки закреплен вокруг вашей ноги, другой вы держите в руке , в свободном пространстве достаточно места, чтобы потрещать стеком), и наконец, перед ногой, так, чтобы щенок учился преодолевать стек. Но все еще будьте осторожны и не ударьте щенка. Когда нас удовлетворят результаты всех этих этапов, пора переходить к работе на защитный костюм. Этот этап начинается с хватки на ногу. Любители Французского ринга считают, что проще начинать с хватки на руку, а не на ногу. Но, кажется, это зависит от собаки. Если этап с перетягиванием был пройден должным образом, то в хватке на ногу будет наблюдаться значительный прогресс. Вначале вы будете должны сделать быстрое движение ногой вперед-назад, чтобы показать, где хватать. Иногда этот этап бывает труден для щенка , но обычно это случается только тогда, когда вы поспешили с этим этапом дрессировки. Если щенку требуется помощь, вы можете взять штанину и использовать ее как предмет-тянучку (пока не надевая на себя) - иногда это помогает щенку дойти до мысли, что кусание ног разрешено. Я думаю, что вы заметили, что я объясняю работу фигуранта , обращаясь как к фигуранту к ВАМ. Вся работа, которую мы выполняли до данного момента, строилась на инстинкте добычи и поэтому может проводиться вами самостоятельно: мы просто учим молодую собаку использовать свои челюсти. Мы никогда своими действиями не вызываем защитный рефлекс и не даем понять, что это какая-то реальная борьба. Я сравниваю это с обучением вашего сына приемам борьбы: вы никогда не пошлете его против самого отчаянного в городе забияки без тренировки. Сначала вы отправите его в класс карате или бокса, где он мог бы тренироваться вместе со своими друзьями. То же относится и вашему щенку: навыки хватки он должен получить от вас , и когда вы пройдете этап хватки на ногу, ваш щенок должен быть уже готов к переходу к другому фигуранту. Он должен провести собаку через все этапы обучения кусанию и начать работать на защитном рефлексе. Что касается обучения кусать и смены зубов, большинство тренеров посоветуют вам приостановить на это время любые занятия на хватку. Я не думаю, что это так уж необходимо - вы потеряете ценные недели возможной работы. Если вы достаточно осторожны, то вы сможете продолжать некоторые виды тренировок даже в этот трудный период щенячьей жизни. Я рекомендую использовать мягкое банное полотенце и в это время не играть в грубое “перетягивание каната”. Когда щенок пытается схватить полотенце, то позвольте ему это сделать - он должен усвоить, что зубная боль - это не повод прекращать борьбу. И наконец, запомните, что результатом нашей работы должен быть уверенный в себе, живой щенок. Люди, далекие от нашего спорта, могут пережить довольно неприятные минуты, гадая о намерениях щенка, который вцепился в штанину или запястье, подобно маленькому аллигатору. Поэтому я не позволяю незнакомым людям играть или даже ласкать моего щенка , пока они не поймут мои правила поведения. Это не означает, что я социально не адаптирую щенка, нет, мы ходим с ним всюду, где только может ходить нормальный щенок, я только не позволяю людям нагибаться к нему и говорить: “Какой хорошенький щенок”. Нормальная реакция щенка - это вообразить, что с ним опять собираются играть “в кусачки”. Если за такое поведение незнакомец как следует приложит руку к щенку, то вы рискуете потерять все , чего добились с таким трудом. Найдутся критики, которые могут сказать, что такая дрессировка безрассудна, и за свои ошибки мы расплачиваемся покусами. Большинство этих людей говорят то же и о shutzhund. Советую вам забыть о них - это ограниченные люди, эксперты по собакам, которые даже никогда не видели соревнований по shutzhund , не говоря уже о понимании концепции нашей дрессировки и нашего спорта. В следующем месяце выйдет моя статья, которая охватит этап хватки на защитный костюм для молодых собак и расскажет о том, когда заканчивать этот этап и переходить к тренировкам shutzhund.

Злые собаки нyжны, чтобы отгонять добрых людей..
<<

Gera-24

Аватара пользователя

Продвинутый
Продвинутый

Сообщения: 377

Зарегистрирован: Пн июн 18, 2007 10:43 am

Откуда: Киевская область

Чемпион в Игротеке : 0
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение Пн ноя 12, 2007 3:19 pm

Изучаем терминологию.

--------------------------------------------------------------------------------

Взято: В. В. Гриценко «Словарь Дрессировщика».


АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ - разновидность сенсорного порога, означающее такую величину раздражителя, выше которой его предъявление вызывает ответную реакцию и ниже которой он перестает восприниматься.
АВЕРСИВНОЕ (аверзвеное) ПОДКРЕПЛЕНИЕ - воздействие приводящие к болевым или неприятным ощущениям у животного, разновидность отрицательного подкрепления. А.п. используется в случаях, когда необходимо исключить или снизить вероятность проявления в будущем нежелательного поведения и при оборонительном способе дрессировки.

АВТОМАТИЗМ - инструментальная реакция, действие, воспроизводимое без поэтапного контроля сознания. Различают первичный А., представляющий собой, безусловно, рефлекторное воспроизведение двигательной программы, и вторичный А., имеющий условно-рефлекторную природу. В условиях значимой ситуации или предъявления сигнала, сразу же начинает воспроизводиться стереотипная реакция или последовательность реакций. Вторичный А. вырабатывается путем многократного повторения и лежит в основе динамического стереотипа и навыка.

АГОНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ - комплекс поведенческих актов, возникающих в конфликтной ситуации, включающих в себя нападение, угрозу, подчинение, бегство и др.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - специфическое сочетание Демонстративных и физических действий, направленное на представителей своего (внутривидовая агрессия), реже другого (межвидовая агрессия) вида животных. Биологическое значение А.п. заключается в обеспечении жизнедеятельности животных, в разграничении и расширении территорий, в установлении иерархических
взаимоотношений, в половом отборе и защите потомства. В связи с этим различают агрессию игрового, пищевого, полового, оборонительного, территориального поведения, межгрупповую агрессию, агрессию иерархического и родительского поведения. Особо выделяют условную или инструментальную агрессию, которую можно выработать на основе любой формы А.п. Ведущую роль в выраженности А.п. играет наследственность. Отбор на А.п. резко увеличивает вероятность повышенной агрессивности у потомков. Однако условия воспитания и содержания так же влияют на форму выраженности А.п.
По другой классификации, различают истинное и мнимое А.п. Истинное А.п. возникает между хищником и жертвой. Проявление А.п. к животным своего вида относится к мнимой или ритуализированной агрессии.
А.п. является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные ситуации, воздействия и раздражители, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния.

АГРЕССИВНО-ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ - форма агонистического и оборонительного поведения, имеющая выраженный агрессивный характер. Такое поведение, как правило, характеризуется открытой атакой в ответ на воздействие. В дрессировке, для формирования специальных навыков используют условную (инструментальную, оперантную) А.-о. р., имеющую в основе одну из форм агрессивного поведения.

АДАПТАЦИЯ- комплекс реакций организма, направленных на приспособление к условиям внешней среды. Различают адаптивные реакции на уровне гомеостаза (регуляция обмена веществ организма) и поведенческие адаптационные реакции, характеризующиеся изменением поведения. С этой точки зрения, дрессировка представляет собой адаптационные изменения в поведении животных под воздействием факторов создаваемых дрессировщиком.

АДАПТАЦИЯ СЕНСОРНАЯ (сенсорное привыкание) - приспособительное изменение чувствительности анализатора к интенсивности действующего на него раздражителя. В процессе А.с. участвуют как периферические, так и центральные отделы анализатора.

АДЕКВАТНЫЙ - равный, вполне соответствующий. Например, «звук является адекватным раздражителем слуховому анализатору».

АДЖИЛИТИ - это соревнования, доступные для всех собак. Суть соревнования - преодоление собаками различных препятствий без ошибок, развитие их понятливости и ловкости. Этот спорт предусматривает хорошее взаимопонимание между хэндлером и собакой, которое должно стать совершенным. Поэтому участники соревнований должны быть знакомы с элементами дрессировки и основами послушания. На трассе устанавливаются препятствия, расположение которых определяет ее трудность и скорость прохождения. Дистанция должна быть пройдена собакой в пределах установленного времени, а препятствия должны быть преодолены в правильном порядке. Рисунок трассы полностью предоставлен фантазии судьи, но должен включать не менее двух перемен направления. Хорошо составленная трасса позволяет собаке легко и свободно двигаться. Задача состоит в получении правильного баланса между контролем за собакой, избежанием ею ошибок на препятствиях и скоростью, с которой проходится трасса.
Трасса должна состоять из препятствий, утвержденных FСI:
- Барьер
- Качели
- Мягкий тоннель
- Виадук (стенка)
- Забор (А-рама)
- Шина (обруч) - Стол
- Слалом
- Прыжок в длину
-Бум
- Жесткий тоннель
- Прыжок через воду
Препятствия ни при каких обстоятельствах, не могут быть опасными для собак и должны отвечать следующим размерам:
Типы соревнований, категории и классы:
Два типа соревнований могут организовываться:
Официальные соревнования по Аджилити, зарегистрированные
FСI;
Неофициальные соревнования по Аджилити. Приняты две категории:
Категория "Стандарт": собаки выше 40 см в холке; Категория "Мини": собаки ниже 40 см в холке. Официальные соревнования по Аджилити, зарегистрированные
FСI:
а) Аджилити -1
Открыты только для собак, еще не получивших "Сертификат по
Аджилити";
б) Аджилити - 2
Открыты только для собак, уже имеющих "Сертификат по Аджилити";
в) Аджшити - 3
Открыты только для собак, трижды занявших призовое место в соревнованиях Аджилити-2 и не получивших ни одного штрафного
очка.
Разница между Аджилити-1, Аджилити-2 и Аджилити-3 должна
быть:
- в длине дистанции и степени ее сложности;
- в скорости, выбранной для определения нормативного времени.
В категории "Мини-Аджилити". Все, указанное выше, применимо к этой категории, кроме препятствий, которые должны был адаптированы к Мини-Аджилити (высота препятствий, прыжок 1 длину и т.д.).
Неофициальные соревнования
Проводимые по инициативе каждой страны, эти соревнования должны отвечать идеям Аджилити и обеспечивать безопасность хэндлерам и собакам.

АКТИВНО-ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ - форма агонистического и оборонительного поведения, при котором животное активно (т.е. не замирает, что свойственно пассивно-оборонительной реакции), характеризующаяся выходом (бегством) животного из сферы действия раздражителя. В дрессировке под А-о.р. часто понимают агрессивное поведение. А-о. р., как правило, вызывается действием сверхсильных, новых или неожиданных раздражителей. Причиной ее может быть неподготовленность животного к поведению в данной ситуации и, отчасти, слабость нервной системы.

АКЦЕПТОР РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЙСТВИЯ - в теории функциональных систем, аппарат, программирующий результаты будущих событий; стадия поведенческого акта, возникающая после стадии принятия решения. А.р.д. активизирует врожденную и приобретенную память в отношении свойств объектов, способных удовлетворить насущную потребность. Кроме образа цели А.р.д. включает образы способов достижения ее. Если результат поведенческого акта совпадает с А.р.д., соответствующая потребность удовлетворяется, если же нет, то создается новый А.р. д., и строится новая программа действий. Постоянное сравнение реальных результатов действия с А.р.д. и соответствующая коррекция, обуславливают целесообразность поведения.

АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ - поведение какой-либо особи (донора) выгодное для других особей (реципиентов), однако при этом донору приходится расплачиваться снижением своей приспособленности. Как правило, А.п. проявляется по отношению к родственным животным или животным знакомым донору, совместно живущим с ним. На основе А.п. строятся такие коллективные формы сотрудничества у стайных животных как выращивание и защита потомства, совместная охота, охрана территории и т.п. По мнению Л.В. Крушинского, А.п. в поведении стайных хищников играет более стабилизирующую роль, чем иерархическая агрессия. По его словам, "общее, что характеризует сообщество гиеновых собак и волков, - наличие у этих животных «сотрудничества» и «взаимопомощи». Видимо, эта форма поведения - более характерная черта внутригрупповых отношений, чем агрессия, направленная на членов своего сообщества".
По-видимому, А.п. лежит в основе совместной деятельности человека и собаки.

АНАЛИЗАТОР - аппарат центральной нервной системы, осуществляющий функции приема, анализа и синтеза раздражителей внешней и внутренней среды организма. В зависимости от вида чувствительности различают зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, тактильный, болевой, двигательный и некоторые другие А. Любой А. состоит из рецепторов, проводящих путей и проекционных зон мозга. К основным свойствам. А, относят чувствительность, специфичность, адаптацию, контрастность и воспроизведение последовательных образов. Являясь частью рефлекторного аппарата, А. способны избирательно воспринимать раздражители окружающего мира. Доминирующая мотивация может изменять чувствительность и избирательность А., способствуя эффективному восприятию раздражителей, имеющих значение для удовлетворения имеющейся потребности.

АНОХИН ПЕТР КУЗЬМИЧ (1898-1974) - русский физиолог! автор теории функциональных систем, согласно которой формирование опережающего отражения действительности (частным случаем которого является условный рефлекс) происходит при подкрепляющем влиянии сопоставления результата действия хранящимся в памяти с образом конечного результата действия (акцептором действия). По теории функциональных систем, поведений животного направляется не столько условными раздражителями!
сколько господствующей в данный момент потребностью животного, то есть оно целесообразно изначально. Подкреплением данному поведению, делающим его воспроизведение более вероятным в будущем, является удовлетворение насущной потребности или достижение поставленной цели. Занятия по дрессировке, имитируя законченный поведенческий акт, строятся по такой же схеме.

АНТИДРАИВ - физиологическое состояние, наступающее в результате частичного или полного удовлетворения основной в данный момент потребности и редукции драйва, вызванной снижением потребности.

АНТРОПОМОРФИЗМ - приписывание специфических свойств человека тому, кто или что им не является, например, животным.

АППЕТИТ - эмоциональное ощущение, связанное со стремлением к потреблению пищи. Различают: А. избирательный - стремление к потреблению определенной пищи; А. извращенный -стремление употреблять в пищу несъедобные вещества. К регуляции А. имеют отношение все виды обмена веществ в организме.

АППЕТИТИВНОЕ (подготовительное, поисковое) ПОВЕДЕНИЕ - форма мотивационного поведения, возникающее в связи с поиском раздражителей, свидетельствующих о возможности удовлетворения наличной потребности.

"АППОРТ!" - команда, означающая, что собаке необходимо: 1) взять какой-либо предмет в пасть; 2) взять брошенный предмет в пасть и поднести его дрессировщику.

АППОРТИРОВКА - 1. процесс, цикл занятий по приучению собаки к подноске предметов; 2. навык некоторых курсов, или разделов, послушания (см. Приложение).
Навык по А. может отрабатываться на основе игровой, пищевой, оборонительной или агрессивной. Существует множество приемов, реализующих эти потребности в рамках навыка А.

АППОРТИРОВОЧНЫЙ ПРЕДМЕТ - любой предмет, используемый более или менее регулярно для отработки у собаки навыка ношения и подачи. А.п. может быть изготовлен из различных материалов, но не должен травмировать язык, десны и щеки собаки. Величина А.п., его вес и диаметр определяются величиной животного или поставленной задачей (см. Приложение). Предмет должен быть удобен для взятия его собакой с земли. Лучшим считается А.п. гантелеобразного вида, выточенный из дерева.

АССОЦИАТИВНЫЕ (сенсорные) ВРЕМЕННЫЕ СВЯЗИ -
временные связи, образующиеся между корковыми сенсорными пунктами, к которым адресуются индифферентные и условные раздражители без безусловного подкрепления. Образование сенсорных связей является необходимым условием формирования систем условных рефлексов и сложных форм поведения. В образовании А.в.с. проявляется способность животных к обобщению прежнего опыта. Часто сенсорные связи образуются после единичного происшествия, при однократном подкреплении, а иногда и без подкрепления. Наиболее легко такие связи образуются у приматов и собак. При осуществлении поведенческих реакций, основанных на А.в.с., не отмечается жестоко фиксированной зависимости между стимулом и ответной реакцией. По мнению представителей школы физиологов высшей нервной деятельности А.в.с. лежат в основе психонервной или разумной деятельности животных, и являются примером аналитико-синтетической деятельности их нервной системы.

АССОЦИАЦИЯ - 1) по И.П. Павлову - то же, что и условный рефлекс; 2) связь между психическими явлениями; 3) то же, что и Ассоциативная временная связь.
АФФЕКТ' - кратковременная и сильная, положительная или отрицательная эмоция, возникающая в ответ на воздействие внутренних или внешних факторов и сопровождающаяся как психическими, так и двигательными проявлениями. Состояние А. Развиваетсяв критических условиях при неспособности организма найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций. Обладая свойствами доминанты (см. Доминанта) А. Тормозят не связанные с ними психические процессы и навязывают тот или иной стереотипный способ разрешения ситуации (бегство, агрессию и т.п.). Иногда А. Возникает в результате повторения ситуаций, вызывающих то или иное отрицательное состояние. В таких случаях происходит аккумуляция А., в результате которой он может разрядиться в бурном, неуправляемом поведении (аффективном взрыве) и при отсутствии исключительных обстоятельств.
АФФЕРЕНТАЦИЯ'- поток нервных импульсов поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию, как от внутренних, так и от внешних раздражителей. Различают: А. обратную - постоянная оценка результата действия путем сопоставления его параметров с параметрами акцептора результата действия; А. обстановочную - анализ действия всей совокупности внешних факторов, на фоне которых протекает поведенческий акт; А. пусковую - элемент афферентного синтеза, запускающую поведенческий акт.

АФФЕРЕНТНЫЙ СИНТЕЗ - в теории функциональных систем, первая стадия поведенческого акта, заключающаяся в синтезе нервной системой сигналов внешней и внутренней среды, имеющих значение для удовлетворения наличной (имеющейся) потребности. На характер и результат А.с. оказывают влияние существующая мотивация, информация наследственной и приобретенной памяти, обстановочная афферентация и пусковая афферентация. По завершении А.с. начинается стадия принятия решения.

АФФЕРЕНТНЫЙ (чувствительный, сенсорный) НЕЙРОН -
(нервная клетка), несущий возбуждение от рецептора (нервного окончания) в центральную нервную систему.

БАРЬЕР - вертикально расположенное препятствие, характеризующееся высотой. Например, в рамках общего курса дрессировки различают "глухой забор" - сплошное препятствие высотой 1 м 59 см и легкоатлетический барьер с высотой планки 76,2 см, который преодолевается безопорным прыжком.

"БАРЬЕР!" - команда, означающая преодоление вертикально расположенного препятствия прыжком, подается голосом и жестом правой руки. Отработка навыка преодоления вертикально расположенных препятствий имеет целью научение собаки технике прыжка и осуществляется при помощи постепенного увеличения высоты (разборный барьер) препятствия, либо при использовании барьера с меняющимся углом наклона ("шалаш"). Целесообразность преодоления собакой барьера достигается использованием таких мотиваций как преодоления (рефлекс свободы), пищевой, игровой, оборонительной, социальной или подражания.

БДИТЕЛЬНОСТЬ (настороженность) - своевременное восприятие срочных и неожиданных сигналов и адекватное на них реагирование необходимыми действиями.

БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС - врожденная видоспецифическая реакция организма, возникающая на специфическое воздействие биологически значимого раздражителя (боль, пища, тактильные раздражения и т.д.) адекватного для данного вида деятельности. Б.р. связан с жизненно важными биологическими потребностями и могут быть вызваны сравнительно ограниченным числом раздражителей. Б.р. являются генетически заданными и жестко подогнанными под определенные, соответствующие данному виду экологические условия. Они обеспечивают неуклонное выполнение функций организма независимо от изменений внешней среды. К простым Б.р. относят отделение слюны, желудочного сока, мигание, отдергивание конечности от источника боли, отряхивание и др. реакции, возникающие в ответ на непосредственные раздражители. К сложным относят, например, рвотный акт. Многие сложные рефлексы имеют цепной характер построения, где конец одного рефлекторного акта может быть толчком для следующего.
Существуют полярные точки зрения на значение Б.р. в поведении животных. Одни отрицают жесткую наследуемость поведения, считая, что наследуется лишь направленность, потенциальная возможность осуществления данного поведения, конкретное же проявление навыка всегда приобретено в результате научения. Другие считают, что животное нельзя научить ничему, что не заложено в его генетической программе.Б.р. рассматривают как одну из самых простых единиц поведения.

БЕЗУСЛОВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ - врожденная реакция, проявляющаяся в ослаблении или прекращении текущей деятельности организма в ответ на внешние раздражители. Как виды Б.т. различают внешнее и запредельное торможение.

БЕРИТАШВИЛИ (Беритов) ИВАН СОЛОМОНОВИЧ (1884-1974) - основатель и руководитель грузинской физиологической школы, работал в области физиологии нервно-мышечного аппарата, нейрофизиологии и нейропсихологии. Первым пришел к заключению о существовании обратных связей и нервных кругов к коре мозга. Открыл и исследовал образное поведение, не укладывающееся в рамки классической условно-рефлекторной теории. Одним из первых начал объективное изучение эмоций. Кроме условно-рефлекторной, выделил эмоциональную и образную память. Исследуя поведение животных по методике свободных движений, пришел к выводу о существовании регулятора поведения. Предполагал наличие у животных элементов рассудочной деятельности, лежащей в основе сложных целенаправленных движений. По Бериташвили основу такой деятельности составляют образы внешнего мира памяти и планируемые пути достижения цели. Считал целесообразным употреблять понятие рефлекс лишь к частным случаям внешнего поведения, а целостную реакцию животного, называть поведением.

БЕРНШТЕЙН НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1896-1966) -
русский ученый, занимался вопросами психиатрии, экспериментальной психологии и физиологии движений, еще до работ Винера высказал несколько идей составляющих основу кибернетики. Доказал существование рефлекторного кольца, а не дуги, в процессе двигательного акта, благодаря обратным нервно-мышечным связям. Считал, что формирование сложного навыка не может сводиться к использованию готовых, безусловно, рефлекторных движений и превращению их в условные. По мнению Бернштейна, двигательный навык формируется в две стадии: стадия поиска оптимальной программы при участии сознания и стадия автоматизации с переводом программы навыка на подкорковый уровень. Утверждал, что, пользуясь понятием условного рефлекса, нельзя объяснить сложные формы поведения животных. По Бернштейну, в мозгу животного, действующего целенаправленно, должны быть сформированы, как минимум, две модели: модель реальности, в которой находится животное, и модель потребного будущего, ради достижения которого совершается то или иное действие.

БИХЕВИОРИЗМ - направление в психологии, считающее объектом своего исследование поведение человека и животных. При этом поведение рассматривается как совокупность доступных наблюдению, реакций организма на стимулы внешней среды. То есть, единицей анализа поведения постулируется конкретная связь стимула (раздражителя, команды и т.п.) и реакции (ответа). Все поведение есть результат обучения по принципу стимул-реакция. Категория сознания не признается как объяснительный принцип. Б. предлагает метод объективного наблюдения и эксперимента, в которых исследуется связь стимула и реакции, с целью предсказания поведения организма и управления им. Основоположником Б. считается известный американский психолог Дж. Уотсон.

БОЛЬ - психическое состояние, переживание, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм, создающих угрозу его существованию или целостности. В дрессировке Б. Часто используется как отрицательное (аверсивное) подкрепление при нежелательном поведении. Состояние Б. может приводить к разнообразным оборонительным реакциям, от пассивных до агрессивных, направленных на устранение раздражителей вызывающих Б. или на выход из сферы действия таких раздражителей. Б. и связанные с ней раздражители, обстановка, сопровождаются сильнейшими отрицательными эмоциями, (даже избавление от Б. не приносит радости), поэтому болевые воздействия нельзя рассматривать в качестве основного механизма дрессировки.

БОЛЕВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ - ощущения, которые сигнализируют об изменениях, происходящих в организме и могущих привести к повреждению органов и тканей. Б.о. характеризуются выраженной эмоциональной окраской и сопровождаются вегетативными сдвигами - учащенным сердцебиением, расширением зрачка и т.д. От других ощущений Б.о. отличаются практически отсутствием адаптации. Считается, что наряду с неспецифическим механизмом возникновения Б.о., при повреждении любых афферентных нервных волокон, существует специальный нервный аппарат болевой чувствительности с рецепторами, представляющими собой свободные окончания, обладающие свойством хеморецепции. Б.о., вероятно, возникают в результате образующихся при контакте белков крови с измененными тканями специфических веществ (кининов). Кинины легко разрушаются специальными ферментами - кинина-зами, что приводит к уменьшению Б.о. Болевая рецепция также подвержена центральному контролю. Благодаря этим механизмам степень Б.о. может варьировать. Например, при агрессивном состоянии порог болевой чувствительности повышается.

БОЯЗНЬ - проявление страха, эмоциональное состояние, выражающееся на поведенческом уровне в стремлении выйти за пределы действия опасного раздражителя.

БУКСИРОВКА ЛЫЖНИКА - по этой службе проверяются навыки:
- начало движения с места, отношение к отвлекающим раздражителям и выстрелу, быстрота буксировки лыжника (проверяются в комплексе);
- замедление бега, остановка;
- повороты направо и налево (по два поворота в каждую сторону).

БУМ - препятствие, представляющее собой доску шириной 18-20 см, поднятую на высоту 1 м и снабженную с обеих сторон трапами. Команда на преодоление Б. подается голосом ("ВПЕРЕД!") и жестом правой руки. Отработка навыка преодоления Б. заключается в обучении собаки не бояться высоты, сохранять равновесие и координировать движения конечностей на узкой поверхности. Навык отрабатывается легче при использовании на начальном этапе "тренировочного Б.", отличающегося меньшей высотой, большей шириной доски и трапов. При научении, как правило, используют оборонительную, пищевую или имитационную мотивации животного.
ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА - часть нервной системы высших животных, осуществляющая управление вегетативными (питающими) функциями организма, связанными с деятельностью внутренних органов: пищеварением, кровообращением, дыханием, обменом веществ и энергии, выделением.

ВЕРОЯТНОСТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - форма когнитивного научения, заключающаяся в предвосхищении будущего. В.п. реализуется в гипотезах о наибольшей вероятности достижения цели (Н.А. Бернштейн), основанных на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. Благодаря В.п. происходит предсказание статистически закономерных событий, и в зависимости от этого строится поведение. Например, животное может прогнозировать вероятность поведения пищевого объекта - жертвы - одновременно прогнозируя поведение партнеров по охоте, конкурентов, а, иногда, и других хищников, чтобы не пострадать самому. Различают несколько видов В.п.: 1) прогнозирование разных форм независимых от субъекта событий; 2) прогнозирование своих ответных действий; 3) прогнозирование действий в связи с их значимостью и предполагаемым результатом; 4) прогнозирование вероятных действий своих партнеров; 5) прогнозирование действий с учетом собственных энергетических затрат.

ВИБРИССЫ - чувствительные волоски, выполняющие функцию восприятия колебаний давления и таким образом сигнализирующие о приближении животного к предметам. В. локализуются в основном в области рта и на щеках.
ВИТАЛЬНЫЙ - жизненный, прижизненный, необходимый для жизни.

ВКУСОПООЩРИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД ДРЕССИРОВКИ - определение, впервые предложенное В. Дуровым, ныне устаревшее, означающее формирование поведения с использованием пищевой мотивации: то есть получение пищи становится подкреплением какого-либо предшествующего поведенческого акта, движения. По смыслу, определение Дурова близко к способу "избирательного аппетита", когда независимо от общей пищевой потребности, получение некоторых пищевых продуктов, является подкреплением. По сути В.м.д. относится к оперантному научению с использованием пищевой мотивации. В настоящее время самостоятельно не рассматривается, так как пищевая потребность равнозначно используется в методах дрессировки основанных на образовании классических условных рефлексах, инструментальных рефлексов, доминанты и имитационных рефлексов.
Следует заметить, что свой метод, В. Дуров называл не В.м.д., а "методом гуманной дрессировки".

ВНЕШНЕЕ ТОРМОЖЕНИЕ - вид безусловного торможения, связанный с появлением реакции на посторонний раздражитель. Наиболее ярко В.т. проявляется в новой, необычной обстановке и на поведенческом уровне характеризуется снижением активности, нерешительностью действий, снижением эффекта деятельности, а иногда и отсутствием ее. В.т. наступает тем легче и быстрее и является тем более сильным, чем сильнее посторонний раздражитель и чем менее прочна условная реакция. Продолжительность В.т. зависит от характера действия постороннего раздражителя, В.т. может прекращаться с прекращением действия раздражителя или продолжаться от нескольких минут до нескольких месяцев. В рамках В.т. различают гаснущий (временный) тормоз и постоянный тормоз.
ВНИМАНИЕ - процесс и состояние настройки организма на восприятие приоритетной (важной) информации. Различают произвольное (мотивированное, направленное, волевое, осознанное) В. и непроизвольное - ориентировочный рефлекс, возникающий при воздействии неожиданных и незнакомых раздражителей. В. обеспечивает более эффективное восприятие информации. Ведущую роль в организации В. играет мотивационное состояние организма, т.к. приоритетность информации оценивается организмом с точки зрения наличной (доминирующей) мотивации.

ВНУТРЕННЕЕ ТОРМОЖЕНИЕ - приобретение в процессе жизни торможение, развивающееся под влиянием тех же самых раздражителей, которые до этого вызывали условные реакции. Для формирования В.т. необходимо многократное сочетание условного раздражителя с отсутствием подкрепления. В зависимости от условий выработки различают следующие виды В.т.: угасательное, запаздывающее, дифференцированное и условное.

ВОЖАК - животное, получившее право управлять поведением стаи за счет более богатого опыта. Как правило, В., в отличие от лидера, становятся старые животные без предварительных иерархических конфликтов. В. осуществляет координацию деятельности членов стаи, например, при охоте или обороне.

ВОЗБУЖДЕНИЕ - 1) реакция возбудимой клетки (нервной, мышечной, секреторной) на действие раздражителя. В. нервной клетки проявляется в генерировании и распространении нервного импульса. Наряду с торможением В. составляет основу высшей нервной деятельности. С присущими ему характеристиками В. считается носителем информации о свойствах раздражителей. В., то есть прием и дальнейшая переработка информации возникает лишь при определенной (пороговой) силе раздражителя. Адекватного В. может и не наступить, если раздражитель будет подпороговой или сверхпороговой силы. Таким образом, порог В. имеет некую норму реакции, в пределах которой проявляется закон силы раздражителя: возбуждение тем сильнее, чем интенсивней воздействие.
2) Реакция живых организмов, состояние. На поведенческом уровне выражается в той или иной двигательной и психической активности собаки. Изменяется от слабо до сильно выраженной. У возбужденной собаки - повышенная, иногда хаотичная, двигательная и голосовая активность, (скуление, лай), быстрая, бурная реакция на раздражители, во время занятий - отвлечение на посторонние стимулы, отсутствие или слабая выдержка. Оптимальным для дрессировки считается средний уровень В.

ВОЗБУДИМОСТЬ - 1) способность клетки или ткани отвечать на раздражения специфической реакцией; 2) способность животного приходить в состояние возбуждения под воздействием раздражителей. Мерой В. служит минимальная критическая величина раздражителя, способного вызвать возбуждение. Однако ответная реакция определяется и порогом В., отражающими функциональное состояние ткани: на один и тот же раздражитель шотландская овчарка ответит бурной реакцией, а черный терьер может и не заметить воздействие. Таким образом, бывают легко и трудно возбудимые собаки. К первым относят, например, пинчеров, ко вторым - сенбернаров. Щенки, как правило, более возбудимы, чем взрослые собаки. Порог В. определяется наследственными факторами, биологической значимостью раздражителей, мотивацией, жизненным опытом, тренировкой, а также физиологическим состоянием животного. При работе с легковозбудимыми собаками лучше пользоваться раздражителями слабой и умеренной силы, увеличивая ее по мере тренированности.
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ - иногда употребляемый термин, означающий положительное, чаще пищевое, подкрепление.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ - психофизиологические особенности, определяемые возрастом. В.о. животного предопределяемы, прежде всего, историческим (филогенетическим) развитием вида, к которому оно принадлежит, складываются путем естественного отбора и отражают экологические и этологические характерные черты вида. В.о. обеспечивает оптимальное приспособление молодого животного на каждом этапе его развития (новорожденный, детский и т.д.) путем сложных механизмов активации спящих генов, регуляции взаимодействия между генами при непосредственном участии внешней среды. На основе психофизиологических различий выделяют следующие возрастные периоды индивидуальной жизни собаки:
- первый период (с первого по 15-25-й день), характеризуется доминированием пищевого центра в организации поведения, причем условно-рефлекторные реакции образуются с первого дня жизни и по мере созревания анализаторных систем становятся все более разнообразными. К концу периода появляется пассивно- оборонительная реакция, отмечается нарастание внешнего торможения и становление условного защитного поведения;
- второй период (с 25 по 42-45-й день) отличается усилением интенсивности внешнего торможения. В этот период появляется различие между щенками по типологическим особенностям нервной системы, получает дальнейшее развитие пассивно-оборонительная реакция, усиливается процесс обобщения (генерализации). К концу периода у некоторых щенков ослабляется внешнее торможение, появляется исследовательская деятельность, у других пассивно-оборонительная реакция сохраняется дольше. Характерным для второго периода является более быстрое образование положительных условных связей по сравнению с предыдущим. К концу периода появляется возможность дифференцировочного и условного торможения.
Опыты показали, что тренировку этих тормозных процессов лучше начинать в возрасте одного-полутора месяцев;
- третий период (с 1,5-2 до 3-6 месяцев) характеризуется снижением интенсивности у основной массы щенков внешнего торможения и пассивно-оборонительной реакции. В их поведении начинает преобладать исследовательская и игровая деятельность.
Происходит очень быстрое образование условных реакций, однако долго вырабатывается дифференцировочное и условное торможение. У части щенков начинает преобладать пассивно-оборонительное поведение, со снижением исследовательской и игровой деятельности, внутреннее торможение развивается быстро. Различия в поведении щенков связаны с все более стабилизирующими типологическими особенностями нервной системы;
- четвертый период отличается снижением возбудимости коры больших полушарий, уменьшением скорости образования положительных условных рефлексов, с последующим быстрым их угасанием, а также легким проявлением внутреннего торможения";
условно-рефлекторная генерализация практически исчезает. У собак слабого типа четвертый период начинается с 6-9 месяцев жизни, у сильного типа - с 2, 4, 7-летнего возраста.

ВОСПИТАНИЕ - комплекс воздействий на щенка, обеспечивающих нормальное физическое и психическое формирование собаки. Физический компонент воспитания включает в себя правильное кормление молодой собаки как хищного животного, физический тренинг, гарантирующий необходимое развитие костяка и мускулатуры, и оказывающий значительное влияние на другие системы и органы собаки, климатический тренинг (закаливание) и организацию разнообразного воздействия раздражителей внешней среды на щенка, под влиянием которых происходит дозревание и совершенствование анализаторных и других систем центральной нервной системы. Психический компонент должен обеспечивать развитие собаки как социального животного, как члена стаи со своими правами и обязанностями, должен предоставить условия для нормального формирования свойств высшей нервной деятельности, с учетом критических периодов развития щенка. Конкретно это выражается в оптимальном режиме контактирование с посторонними собаками и людьми, формировании соответствующих иерархических взаимоотношений в семье-стае, тренировке и развитии свойств центральной нервной системы, путем освоения навыков послушания, развитие необходимых норм поведения. Для собак, которых предполагается использовать в том или ином роде профессиональной деятельности, воспитание должно быть направленным, с учетом развития необходимых свойств и навыков, а также моделировании ситуаций, возможных в будущем.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА - процесс формирования поведения щенка с учетом его возрастных особенностей. В.д. имеет целью ознакомление молодого животного с задачами и ситуациями, с которыми ему придется столкнуться в будущем, точно также как ознакомление с какими-либо (а не отработку) навыками. Учитывая психологические и физиологические особенности щенка, В.д. проводят с использованием пищевой и игровой мотиваций, в основном по методам импринтинга, оперантного и имитационного научения, избегая сильных раздражителей. Продолжительность, интенсивность и сложность занятий должны увеличиваться постепенно по мере тренированности.

"ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА" - курс дрессировки для молодых собак. По курсу В.Д. у щенков отрабатываются навыки:
- движение рядом с дрессировщиком;
- показ прикуса у щенка и отношение к наморднику;
- посадка, укладка и стойка собаки (проверяется в комплексе);
- подход к дрессировщику и переход в свободное состояние,
отношение к привязи (проверяются в комплексе);
- подача предмета;
- отношение к корму;
- прекращение нежелательных действий;
- преодоление препятствий (глухой забор, окоп, сквозная лестница и бум);
- отношение к выстрелу;
- поведение щенка при сдаче испытаний.

"ВПЕРЕД!" - команда, означающая 1) посыл, собаки на преодоление препятствий (лестницы, бума, окопа); подается одновременно с жестом: правая рука поднимается вперед и вверх на уровень плеча ладонью вниз; 2) выдвижение собаки вперед от дрессировщика с продолжением движения впереди его, например, во время буксировки лыжника.
ВРАБАТЫВАНИЕ - процесс вхождения в текущую деятельность: требуя от собаки выполнения каких-либо навыков, следует иметь в виду, что собака не сразу входит в необходимый тем и ритм деятельности. В ходе В. происходит настройка всех психофизиологических функций, обеспечивающих успешное выполнение деятельности. Установлено, что в период В. актуализируется динамический стереотип, повышается возбудимость и функциональная подвижность нервной системы, усиливается концентрация нервных процессов.

ВРЕМЕННАЯ СВЯЗЬ - то же, что и условный рефлекс.

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ'- интервал с момента предъявления какого-либо раздражителя до начала ответной реакции. Замечено, что В.р. зависит от модальности (качества) раздражителя. Самое короткое В.р. получается в ответ на слуховые раздражители, более продолжительное - на световые и самое длинное - на обонятельные, вкусовые и температурные. В.р. еще более зависит от сложности решаемой задачи.

ВРОЖДЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ - генетически заложенное, характерное для данного вида животного, поведение. Объединяет такие понятия как безусловный рефлекс, инстинкт и комплекс фиксированных действий.

ВЫДЕРЖКА - способность собаки сохранять заданное положение, оставаться на месте до альтернативной команды. Отрабатывается в двух вариантах - рядом с дрессировщиком и при его отходе. В первом варианте после принятия собакой соответствующего положения по команде (например, "СИДЕТЬ!"), подкрепляемой положительно сохранение позы и отрицательно, попытки изменить положение. Время сохранение позы увеличивается постепенно. Во втором варианте, дрессировщик начинает отходить от собаки, понемногу увеличивая расстояние и время до возвращения. По мере отработки В. вводят усложнения: отбегают от собаки, совершают различные движения, находясь на расстоянии, заходят за собаку, укрытие, проводят мимо другую собаку и т.п. При отработке В. основную роль играют процессы торможения.
ВЫНОСЛИВОСТЬ - способность длительно выполнять какую-либо работу. В. зависит от функциональных резервов организма, степени тренированности, условий среды, в которых выполняется работа. В процессе тренировки В. может быть повышена.

ВЫРАБОТКА ПОВЕДЕНИЯ - синоним дрессировки.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - 1) поведение животных обусловленное функционированием высших отделов головного мозга; 2) нейрофизиологическая основа поведения, представляющая особой совокупностью врожденных (инстинктивных и приобретенных (условно-рефлекторных) механизмов деятельности центральной нервной системы, обеспечивающих эффективно! приспособление организма. Врожденное поведение проявляется в виде безусловных рефлексов и инстинктивных действий, на основе которых строится приобретенное поведение. Однако для окончательного формирования (созревания) врожденных поведенческих актов необходимо научение, предусматривающее коррекцию инстинктивного поведения в конкретных условиях внешней среды.
Условно-рефлекторное поведение формируется в процессе обучения (научения), и может происходить в формах импринтирования, образования классических условных рефлексов, инструментальных условных рефлексов, доминанты, привыкания, подражания и озарения. В формировании приобретенного поведения значительную роль играют процессы анализа и синтеза раздражителей, памяти, механизмы формирования моделей настоящего и будущего, конструирования программы поведения и контроля достигнутого результата, мотивационные состояния, а также аппарат эмоций. Изучением В.н.д. занимается ряд наук: нейрофизиология, физиология В.н.д., этология, зоопсихология, генетика поведения и т.д.

ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ - состояние, возникающее у животных после более или менее длительного неприятного или болевого воздействия, избежать которого не удается. Такая ситуация возникает когда перед собакой ставится невыполнимая задача или отрабатывается сразу весь сложный многозвеньевой навык, оцениваемый одновременно по нескольким критериям, что приводит к значительному снижению количества положительного подкрепления или его исключению и возрастанию количества отрицательного подкрепления. Иногда аналогичное состояние возникает, когда дрессировщик очень жестко регламентирует поведение собаки, лишая ее самостоятельности - любая активность только по команде-разрешению, а все альтернативное поведение устраняется при помощи очень сильного отрицательного подкрепления. В таких ситуациях у животного проявляется выраженное торможение двигательной активности, нарушается способность и желание к обучению новым навыкам, появляются попытки избежать занятий и контакта с дрессировщиком, иногда отмечается пассивно-оборонительное поведение по отношению к новым раздражителям, собакам и людям.
ГАЗОРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА - по этой службе проверяются навыки:
- выборка предмета с запахом газа и его обозначение;
- нахождение и указание места утечки газа.

ГЕОЛОГОПОИСКОВАЯ (РУДОРОЗЫСКНАЯ) СЛУЖБА – по геологопоисковой службе проверяются навыки:
- выборки минералов;
- поиск на маршруте и отношение к выстрелу.

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ АФФЕРЕНТНАЯ - возникновение условной реакции на сигнальный и близкий к нему раздражители, т.е. животное, может отвечать одной и той же двигательной реакцией на сходные команды. По мере тренировки навыка, в результате которой подкрепляется ответ на нужный раздражитель, и тормозятся реакции на другие раздражители, происходит специализация условного ответа. Однако некоторые условные реакции могут быть изначально не генерализованы и лишь по мере своего повторения генерализуются, например, оборонительные.

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ ЭФФЕРЕНТНАЯ - явление, характерное для выработки инструментального рефлекса, проявляющееся в осуществлении нескольких различающихся двигательных реакций на действие одного и того же сигнала. По мере специализации условный стимул начинает запускать узкоспециализированную двигательную активность. С учетом Г.э. важное значение в дрессировке приобретает время подкрепления поведенческих актов.

ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ - наука, изучающая роль наследственных факторов в формировании поведения животных. Считается, что большинство поведенческих признаков контролируется многими генами (полигенный тип наследования) и факторами окружающей среды. Вероятно, чем сложнее поведенческий признак, тем большим количеством генов и факторов внешней среды он контролируется. Однако существуют признаки, определяемые одним или небольшим количеством генов, наследование которых подчиняется закону Менделя. Предполагается, что "дикость" собак зависит от одного доминантного гена, а способность, например, к послушанию у спаниелей - от рецессивного гена. Как показали исследования Л.В. Крушинского, эффективный селекционный отбор возможен по основным типологическим особенностям ЦНС собак, а, следовательно, и по формам поведения обусловленных ими. Генетически предопределена, например, агрессивно-оборонительная реакция, имеющая доминантный характер наследования. По мнению Л.В. Крушинского, активно - и агрессивно-оборонительная реакция наследуются независимо, и у одной и той же особи может сформироваться своеобразное, злобно-трусливое поведение. С одной стороны, влияние наследственности на сложные формы поведения доказываются существованием высокоспециализированных охотничьих пород собак, с другой стороны, анализ генетического контроля, затруднен широкой нормой реакции поведенческих признаков, т.е. степень проявления генетически опосредованного признака во многом зависит от условий внешней среды обитания.
ГИПОДИНАМИЯ - состояние пониженной двигательной активности. При достаточно длительной Г. в организме развиваются атрофические изменения в мышцах, общая физиологическая детренированность и детренированность сердечно-сосудистой системы, изменение водно-солевого баланса, системы крови, иммунитета, деминерализации костей и т.д.

ГОЛОД - 1) чувство, ощущение, испытываемое животным, отражающее его потребность в пище; 2) состояние организма в связи потребностью в пище. Выражается в беспокойстве, повышенной поисковой активности, возбудимости, а также в изменении обменных процессов. Ощущение Г. может вызываться как нервными импульсами, поступающими в "пищевой центр" со специфическим "центром голода" и "центром насыщения", так и гуморальными раздражениями (изменением химического состава крови). Животные потребляют корм в связи с их энергетическими потребностями, которые зависят от физиологического состояния, выполняемой работы, условий окружающей среды и калорийности рациона. Различают кратковременную регуляцию потребления корма (для удовлетворения текущих энергетических потребностей) и долговременную (связанную с предыдущим недостаточным или избыточным кормлением). Наступающее после приема пищи состояние насыщения (исчезновение чувства Г.) определяется двумя факторами: сенсорным и метаболическим. Сенсорное насыщение связано с воздействием корма на рецепторы рта и желудка. Метаболическое насыщение, наступающее через 1,5-2 часа после кормления, вызывается поступлением питательных веществ в кровь. Ощущение и состояние Г. являются ведущими факторами, определяющими поведение животных, и одним из основных способов воздействия на животных во время воспитания и дрессировки.

"ГОЛОС!" - команда, вызывающая лай собаки. Жесты соответствующие этой команде: 1) щелчок пальцев правой руки, поднятой перед мордой собаки; 2) помахивание правой руки, поднятой на уровень плеча ладонью вперед и согнутой в локте. Лай собаки, как правило, сопровождает ее возбужденное состояние, поэтому для отработки приема можно использовать самые разнообразные воздействия, повышающие возбудимость (лай другой собаки, невозможность обладать видимым аппортировочным предметом, пищей, подход необычно ведущего себя человека, болевые воздействия, уход дрессировщика от привязанной собаки и др.).

ГРАДИЕНТ ЦЕЛИ - изменение выраженности мотивированного поведения в зависимости от приближения или отдаления момента удовлетворения доминирующей потребности, т.е. достижения цели. По мере приближения к цели и увеличения вероятности ее достижения Г.ц. возрастает, что сопровождается усилением мотивации и повышением активности животного. Увеличение градиента положительной цели (получение положительного подкрепления) сопровождается положительными эмоциями. При вероятном отрицательном подкреплении (цель - избежать его), двигательная активность и выраженность отрицательных эмоций, увеличиваются к моменту наиболее вероятного получения отрицательного подкрепления, затем резко снижается. Роль положительных эмоций при этом не ясна.

ГРАНИЦЫ НАУЧЕНИЯ - пределы в освоении животными тех или иных форм поведения, навыков и т.п. Г.н. определяются анатомическими, физиологическими и зоопсихологическими особенностями вида, сформированными в результате его исторического развития. До некоторой степени Г.н. взрослого животного зависят от условий его существования в ранний послеродовой период (наличие различного рода деприваций и тренировок). Считается, что невозможно научить животное тому, что несвойственно его виду, и не предопределено генетически. С этой точки зрения, дрессировка представляет собой перенос актов поведенческого репертуара или части его в другие стимулируемые условия, когда, например, какое-либо инстинктивное действие начинает вызываться несвойственным для своего осуществления раздражителем, или перекомбинацией актов поведенческого репертуара. Животные быстрее обучаются свойственным для них формам деятельности: гораздо легче научить собаку подавать переднюю лапу, чем заднюю. К тому же форма поведения во многом определяется типом последующего подкрепления.

ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ - 1) взаимодействие животных при постоянных или временных объединениях в группы (стада, стаи, семьи и т.п.); 2) взаимонаправленные, согласованные или совместные действия животных в сообществах. В рамках Г.п.ж. различают социальное (взаимоотношения половых партнеров, родительское, детское, иерархическое, альтруистическое и т.д.), пшцедобывающее (совместные охоты и т.п.), комфортное, территориальное, миграционное, оборонительное и другие формы поведения. Важнейшими, с точки зрения дрессировки, компонентами Г.п.ж. являются иерархические взаимоотношения, иногда связанные с агрессией, оборонительное поведение, имитационное научение, коммуникации животных, кооперация при достижении общих целей и альтруистическое поведение. При взаимодействии человека с животными, благодаря механизмам импринтинга и привыкания, человек может рассматриваться как представитель вида и включаться в состав группы характерной для данного вида животных, - при этом и на него распространяются законы Г.п.ж. Видовые особенности Г.п.ж. оказывают значительное влияние на возможности и характер воспитательного и дрессировочного процесса.

"ГУЛЯЙ!" - команда общего курса дрессировки, обозначающая предоставление собаки свободного состояния. Команда подается голосом и жестом. Жест - правая рука ладонью вниз поднимается на уровень плеча в сторону желаемого движения. По команде собака должна отбежать от дрессировщика, но не уходить слишком далеко. Способ выгуливания произвольный. В начале отработки навыка дрессировщик стимулирует движение собаки собственным движением или выбрасыванием предмета в желаемую сторону движения. Со временем вспомогательные движения делают все менее выраженными.
"ДАЙ!" - команда, предваряющая взятие предмета у собаки. Как правило, используется по окончании выполнения аппортировки, иногда при взятии у собаки подобранной вещи, пищи и других предметов, для прекращения игры с поводком и т.п. Отрабатывается путем обмена 1) предмета на лакомство, 2) на другой предмет. При невозможности взять предмет предложенными способами, что случается у собак с сильно выраженной мотивацией аппортировкй, прибегают 3) к болевым воздействиям, захватывая левой рукой нижнюю челюсть собаки за предметом и, наложив брыли на зубы, надавливают на них, или 4) используют удушение. Навык отрабатывается с обязательным использованием поводка.

ДВИЖЕНИЕ (-Я) - в физиологии - перемещение всего организма или отдельных его частей.

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР - нейрофизиологическая система, осуществляющая анализ и синтез сигналов, возникающих в органах движения. Д.а. состоит из периферического отдела, специфических нервных волокон (чувствительные нервы, несущие нервные импульсы к головному мозгу), подкорковых структур и коркового отдела, расположенного в лобных долях коры головного мозга. Д.а. участвует в поддержании постоянного тонуса (напряжения) мышц тела и координации движений. У высших животных Д.а. моделирует движение, создает как бы образ движения, которое предстоит совершить, и постоянно сличает реальный поток афферентных импульсов от движения мышц с заранее созданным его образом.

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК - освоенное до автоматизма умение решать тот или иной вид двигательной задачи, сформированное в процессе обучения, упражнения и тренировки. При обучении у животного создается модель, содержащая знание о двигательной задаче, средствах и способах ее решения. В процессе упражнения на основе предварительного образа движения устанавливается ведущий уровень координационной структуры: определяется и уточняется двигательный состав действий и необходимых коррекций. По мере упражнения растет автоматизация Д.н. Во время тренировки наступает стабилизация Д.н., вырабатывается его устойчивость к внешним и внутренним свивающим факторам.

ДЕАВТОМАТИЗАЦИЯ (ДЕЗАВТОМАТИЗАЦИЯ) НАВЫКА -
утрата автоматизированности навыка (временная или постоянная). Причинами Д.н. могут быть: чрезмерное сбивающее влияние внешних раздражителей; слишком большие произвольно допущенные вариации в движении; большие перерывы в применении навыка: физиологическое состояние организма.

ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ - одна из форм общения животных, при которой взаимно или односторонне демонстрируются определенные внешние признаки. Д.п.яс. встречаются чаще всего при запугивании и ухаживании, и служит средством информирования о внутреннем состоянии животного.

ДЕПРИВАЦИЯ - лишение животного чего-либо на более или менее длительный срок. Различают следующие виды Д.: пищевую, питьевую, сенсорную, социальную и т.д. Д. является одним из основных и важных механизмов формирования поведения, участвуя в создании потребности и мотивации животных и оказывая влияние на значимость подкрепления. На начальных стадиях Д. наблюдается прямая положительная зависимость величины Д., потребности, выраженности мотивированного поведения и значимости подкрепления, однако, при дальнейшем увеличении длительности Д. (достижения избыточной Д.), наблюдаются нарушение зависимости, парадоксальные или осложненные реакции животного. Так, например, если водная Д. превышает 20 ч, то объем выпитой воды при дальнейшей Д. не возрастает и даже может уменьшиться. Пищевая потребность и выраженность мотивированного поведения у крыс увеличиваются и достигают максимума к 5 дню Д.; а затем падают вплоть до наступления смерти. Особенное значение все виды Д. имеют в ранний период жизни животных, в результате их действия могут наступать некомпенсируемые в более поздние периоды развития изменения экстерьера, психики и способности к научению.

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП - система привычных условно-рефлекторных реакций, поведенческих актов, сложившихся в ответ на стереотипную последовательность раздражителей. Если несколько условных рефлексов, навыков, выработанных на разные стимулы, многократно повторять в определенной последовательности, то первый раздражитель такой последовательности приобретает свойство вызывать всю цепь реакций. При этом выполнений каждого последующего поведенческого акта приобретает свойства подкрепления предыдущего, а окончание предыдущего рефлекса служит условным сигналом для начала последующего. Явление Я с. целесообразно с точки зрения подготовки к выполнению и облегчения выполнения наиболее вероятных поведенческих реакций, д.с. устанавливается очень медленно и с большим трудом перестраивается (переделывается). Выработка Д.с. полезна в тех случаях, когда рабочее поведение собаки требует стандартного воспроизведения при различных условиях или в случае цирковой дрессировки. При стандартном стимулированном управлении собакой во время дрессировки Д.с. может образовываться бессознательно и неожиданно для дрессировщика и оказаться неблагоприятным, затрудняя воспроизведение отдельных навыков курса при изменении стереотипной последовательности раздражителей.

ДИНАМИЧНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ - по В.Д. Небылицыну, самостоятельное и ведущее свойство НС (нервной системы), отражающее способность к научению в широком смысле этого слова. Основными характеристиками Д.н.с. являются легкость и быстрота образования структурами мозга нервного процесса в ходе формирования возбудительных или тормозных условных рефлексов. Животное, склонное к быстрому образованию положительных связей, будет динамичным по отношению к возбуждению, а животное, быстро образующее тормозные рефлексы, будет динамичным по отношению к торможению. Соотношение между показателями динамичности возбуждения и торможения определяет уравновешенность НС по динамичности.

ДИФФЕРЕНЦИРОВКА - различение раздражителей (сигналов, стимулов, команд). Собаки способны к довольно высокой степени Д., например, они могут отмечать различия в 1/8 тона звуковых раздражителей, соотношение полуосей эллипса 8:9 для зрительных раздражителей и различать по запаху однояйцовых близнецов. Способность к Д. тренируется. Посторонние раздражители, вызывающие возбуждение собаки, могут нарушить выработанную Д.

ДИФФЕРЕНЦИРОВОЧНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ - вид внутреннего торможения, развивающегося в ЦНС при действии постоянно подкрепляемого и неподкрепляемого сходных раздражителей. Д.т. лежит в основе специализации условного рефлекса и дифференциации биологически важных раздражителей. Д.т. развивается как торможение ответной реакции на сходные с условным стимулом раздражители. Для выработки Д.т. необходимо применение - противопоставление подкрепляемого раздражителя с неподкрепляемым. Подкрепление только одного условного раздражителя, без предъявления дифференцировочного, не отменяет состояние генерализации и не обеспечивает дифференцировки. Для становления выработки Д.т. необходим определенный период времени, длительность которого определяется, с одной стороны динамичностью НС, с другой, степенью сходства раздражителей.

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - один из видов памяти, отличительными особенностями которого являются практически неограниченное время хранения информации. Основной механизм ввода и консолидации информации в Д.п. - повторение.

ДОМИНАНТА - 1) временно господствующая рефлекторная система, обуславливающая направленную работу нервных центров и придающая поведению определенную цель; 2) гипертрофированная потребность, обеспечивающая ярко выраженное, устойчивое мотивированное поведение; 3) форма научения, то есть образования условно-рефлекторных связей, характеризующаяся быстрым образованием и упрочнением условного рефлекса без стадии генерализации. Состояние Д. на поведенческом уровне выражается» наличии одной формы поведения, направленной на удовлетворение гипертрофированной, господствующей потребности, торможении других форм деятельности и невосприимчивости к сигналам, относящимся к этим формам (например, половое поведение кобелей следующих за течной сукой). Физиологическая значимость Д. заключается в отмене побочной деятельности для достижения наиболее важных для организма целей. Д. может быть создана на основе практически любой потребности (пищевой, питьевой, болевой, социальной и др.), например, путем соответствующей достаточно длительной депривации. Метод дрессировки, основанный на Д., заключается в создании доминантного состояния и предоставлении животному задачи, решая которую оно прекращает данное состояние путем удовлетворения потребности. Особенно легко создать состояние Д. у молодых животных. Несмотря на том, что условные рефлексы на основе Д. образуются после одного двух сочетаний условного раздражителя и удовлетворения потребности, такая форма научения не является более совершенной, так как вызвана экстремальной ситуацией гипертрофированной потребности. Поэтому в процессе формирования поведения следует осторожно пользоваться методом Д.
ДОМИНИРУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ (доминантное животное, доминант) - понятие, характеризующее ранг животного в иерархической системе взаимоотношений стайных животных. По отношению к субдоминантному животному Д.ж. имеет преимущества в доступе к пище, воде, комфортному месту отдыха, половому партнеру и т.д., а также обладает правом регламентировать и отчасти формировать поведение субдоминанта. Подражание действию (имитационное научение) легче осуществляется тогда, когда действие демонстрирует Д.ж. Наиболее высоким рангом доминирования в стае обладает лидирующее животное (лидер). Отношение доминирования и субдоминирования определяется чаще в результате конфликта (иерархическая агрессия), который может выражаться как в форме демонстративного, так и физического агрессивного действия. Успех дрессировки во многом определяется рангом дрессировщика по отношению к дрессируемому животному.

ДРАИВ (побуждение, мотивация) - процессы в ЦНС, побуждающие, направляющие, поддерживающие и контролирующие специфическое поведение организма. Термин Д. был предложен Для обозначения состояния, вызванного какой-либо потребностью, и подразумевал наличие некой психической энергии. Д. имеет антипод - антидрайв, состояние организма, которое наступает после Удовлетворения потребности.

ДРАЙВ-РЕФЛЕКС (драйвовый рефлекс) - форма нервной деятельности связанная с возникновением, существованием драйва а переходом его в антидрайв. Д.-р. обеспечивает удовлетворение потребности данного драйва и служит причиной его снижения. Согласно концепции Ю. Конорски, деятельность мозга делится на исполнительную и подготовительную; а все рефлекторные процессы, соответственно - на подготовительные (драйвовые) и исполнительные (подкрепляющие). Подкреплением Д.-р. и его поведенческому эквиваленту служит биологически полезный результат исполнительной фазы поведения.

ДРАКА - составная часть агрессивного поведения, заключающаяся в борьбе и нанесении повреждений партнеру, как правило, своего вида, с целью снижения поведенческой и конкурентной активности последнего или его ухода. Причинами Д. могут быть установление иерархических взаимоотношений, конкуренция за продукты необходимые для поддержания жизнедеятельности, самозащита, охрана территории, половая конкуренция, состояние фрустрации (разочарования из-за неудовлетворенной потребности) и др. Д. Завершается прекращением сопротивления, принятием позы подчинения, прекращением конкурентных претензий, отходом или бегством партнера-соперника. У собак Д. характерны для кобелей, но встречаются и среди сук, причем у последних бывают порой более жестоки. Близость партнера своей стаи (владельца, другой совместно живущей или знакомой собаки) способствует более легкому возникновению Д. при развитии агрессивного поведения. Возможность Д. для потенциального победителя может служить подкреплением инструментальному поведению. Легче возникают драки между незнакомыми собаками, если одна из них или обе на поводке, между собаками различной весовой категории. На драчливость собак оказывает влияние порода и социальные условия раннего периода жизни. Агрессивное взаимодействие с владельцем или посторонним человеком, можно рассматривать как одну из форм Д.

ДРЕССИРОВКА - род деятельности человека, заключающийся в формировании и поддержании целесообразного, с точки зрения применения животных, поведения. Как и любая другая деятельность, Д. имеет свою теоретическую часть (теоретические основания дрессировки), предметом которой является поведение и научение животных. Теория дрессировки основывается на данных таких наук, как зоопсихология, этология, физиология высшей нервной деятельности, нейрофизиология, генетика и эволюция поведения. Теория Д. реализуется через методы Д.: на основе образования классических условных рефлексов, инструментальных условных рефлексов, привыкания, перцептивного научения и др. Предметом практической части Д. является техника Д.: способы и приемы формирования необходимых поведенческих актов (навыков). Д. собак принято делить на общую, спортивную и прикладную. Общая Д., включая в себя воспитательную Д., имеет целью отработку навыков необходимых в общежитии и составляющих основу последующих видов Д. Задачами спортивной Д., включающей в себя несколько специальных курсов (защитно-караульный, караульный, розыскной и т.д.) и проводимой общественными организациями, является оценка ВНД собак, развитие их задатков и подготовка к возможному применению в практических условиях. Спортивная Д. регламентируется правилами различных испытаний и соревнований. Практическая Д. осуществляется в условиях разнообразных отраслей хозяйственной деятельности и проводится с учетом конкретных особенностей и требований (цирковая Д., Д. охотничьих собак, Д. собак органов МВД и др.).

ДРЕССИРОВЩИК - человек, занимающийся дрессировкой. В зависимости от условий осуществления дрессировки, определение конкретизируется: Д.- любитель (как правило, владелец собаки); Д.- проводник (человек, профессионально осуществляющий какую-либо деятельность с помощью собаки), обычно занимающийся подготовкой своих собак под руководством Д.- инструктора - человека, владеющего необходимым объемом теоретических и практических знаний дрессировки с учетом породных и типологических особенностей собак, а также конкретных требований различных видов дрессировки.

ДУРОВ ВЛАДИМИР ЛЕОНИДОВИЧ (1863-1934) - выдающийся русский цирковой дрессировщик и зоопсихолог. Первым в России он начал изучение оперантного (инструментального) поведения, на основе чего разработал "гуманный метод дрессировки", иногда неправильно называемый "вкусопоощрением". Основными принципами своего метода дрессировки В.Л. Дуров считал организацию привыкания к обстановке в которой животное тренируется и где ему предстоит работать, формирование оптимальных взаимоотношений дрессировщика с животным, использование потребностей в пище и положительных эмоциях, отказ от болевых и неприятных воздействий на животное - только положительное подкрепление и способы исключающие принуждение (наведение, наталкивание, пассивная флексия, отбор поведения) при формировании поведения, применение в качестве отрицательного подкрепления только факт отмены положительного, ориентацию на свойственные животному реакции, а также использование экстрасенсорных возможностей животных. Взгляды В.Л. Дурова на процесс научения у животных во многом опередили состояние зоопсихологии того времени и некоторые его предположения подтвердились спустя много лет. Так существование "эмоциональных рефлексов" В.Л. Дурова, подкреплением которых является эмоциональное состояние, было доказано в 1962 г Д. Олдсом с применением методики самораздражения головного мозга. Использование метода оперантного научения позволило В.Л. Дурову с успехом отдрессировать более 50 видов животных, а способы и приемы, предложенные им в начале века, могут быть эффективны и сегодня.
__________________

Злые собаки нyжны, чтобы отгонять добрых людей..
<<

Танюха

Аватара пользователя

Старожил
Старожил

Сообщения: 872

Фото: 8

Зарегистрирован: Вт фев 20, 2007 9:37 pm

Откуда: Киев,Борщаговка

Чемпион в Игротеке : 0
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение Чт ноя 15, 2007 6:23 pm

Gera-24 интересная статья :roll:

Чем больше я узнаю людей ,тем болше люблю свою собаку :)))
Хендлинг

Вернуться в Ротвейлер

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group..
Русская поддержка phpBB
Time : 0.057s | 20 Queries | GZIP : Off